Проектирование организационных структур
— один из основных элементов управления организацией, закрепляющий распределение целей и задач управления между структурными подразделениями и работниками организации.
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна: неполно отражает цели и задачи организации, не позволяет организации наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, затрудняет продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих работников.
В процессе проектирования организационных структур, как правило, решаются следующие задачи:
• определение типа структуры управления;
• уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
• определение численности административно-управленческого персонала;
• определение характера соподчиненности между звеньями организации;
• расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
состоит из четырех основных этапов:
1. Анализ действующей организационной структуры управления, позволяющий установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, выявляет "узкие" места в деятельности организации (большая звенность управления, дублирование функций, отставание в развитии организационной структуры от происходящих изменений внешней среды и др.).
2. Выбор подхода к проектированию (подход аналогий, экспертный подход, подход структуризации целей, подход организационного моделирования) и собственно проектирование оргструктуры.
3. Проектирование организационной структуры.
4. Оценка эффективности управления, производимая на основе критериев скорости, оптимальности принимаемых управленческих решений и адекватности их реализации.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались :
• целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
• четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
• обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
• предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
• приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Результатами проекта по проектированию организационной структуры могут быть:
• проект организационной структуры управления организацией (описание и графическое представление);
• матрица распределения ответственности за выполнение целей и задач организации между структурными подразделениями организации;
• аналитическая записка по итогам проектирования организационной структуры.
|